Педагоги и эксперты раскритиковали новые школьные образовательные стандарты

«Новые» образовательные стандарты ухудшают перспективу развития для наших детей и страны

Известные российские педагоги совместно с экспертами Комитета гражданских инициатив (КГИ) выступили с заявлением, в котором резко раскритиковали подготовленные под эгидой Минпросвещения РФ проекты новых школьных образовательных стандартов (ФГОС). Подписанты считают, что представленные ФГОСы «носят архаичный и имитационный характер«: школьное образование подменяется зафиксированным набором материала, который нужно выучить школьникам по годам. «Жесткая фиксация учебного материала«, по мнению авторов текста, делает невозможным учет индивидуальных особенностей ученика, класса и школы, и есть опасения, что все сведется к «зазубриванию » уроков, а образование лишится гибкости. Авторы заявления уверены, что от принятия новых стандартов проиграют и дети, и общество, и государство. «В выигрыше могут оказаться только контролирующие чиновники, для которых расширяется поле деятельности, и издатели «единственных учебников», которым будет гарантирован госзаказ», – подчеркивается в документе и предлагается ввести мораторий на изменение стандартов, до выполнения ряда условий, в частности, проведения подробного анализа действующих. Декларируя приверженность вариативности и персонализации образования, они подменяют содержание образовательного процесса — как цепи событий, происходящих со школьником и обеспечивающих его прогресс, — жестко зафиксированным набором учебного материала, по сути — единственным учебником, обязательным для прохождения всеми детьми по единому графику. Поскольку именно этот набор, согласно проекту стандартов, будет контролироваться чиновниками, процесс обучения в школе и ограничится его зазубриванием. Перегруженные учителя, работающие на несколько ставок, и ученики, «рабочий день» которых длится 8-12 часов без учета факультативов и репетиторов, просто не смогут заниматься формированием необходимых в ХХI веке навыков, включая базовое умение учиться. Даже если процесс такого натаскивания увенчается успешной сдачей ЕГЭ, масса поступивших в ВУЗы студентов покинет их после первой же сессии — из-за отсутствия упомянутого навыка. Бессмысленность пребывания в школе сформирует базу для ценностного конфликта поколений, который будет развиваться по мере осознания подростками ограниченности их образовательного выбора и переключения их интереса за пределы архаичной и неинтересной школьной программы.

Share: